Двигатель BMW M50 — один из самых знаковых рядных шестицилиндровых моторов баварского концерна, выпускавшийся с 1990 по 1996 год. Он пришёл на смену устаревшему М20 и сразу завоевал репутацию надёжного, технологичного и долговечного агрегата, который стал основой для новой эры двигателей BMW с четырьмя клапанами на цилиндр и двойным верхним распредвалом (DOHC).
Конструкция и технические характеристики
M50 — это рядный шестицилиндровый двигатель с алюминиевой головкой блока цилиндров и чугунным блоком, что обеспечило ему высокую прочность и долговечность. Главной инновацией стала головка с 4 клапанами на цилиндр и двумя распредвалами, а также гидрокомпенсаторы, которые избавили владельцев от необходимости регулировки тепловых зазоров клапанов.
Двигатель выпускался в двух версиях:
- M50B20 с объёмом 1991 см³, диаметром цилиндра 80 мм и ходом поршня 66 мм, мощностью 150 л.с. и крутящим моментом 190 Нм.
- M50B25 с объёмом 2494 см³, диаметром цилиндра 84 мм и ходом поршня 75 мм, мощностью 192 л.с. и крутящим моментом 245 Нм.
В сентябре 1992 года появилась версия M50TU с системой изменения фаз газораспределения VANOS, которая улучшила крутящий момент на низких оборотах, снизила расход топлива и повысила общую эффективность двигателя.


Надёжность и ресурс
Двигатель M50 заслуженно считается одним из самых надёжных моторов BMW. Его ресурс без капитального ремонта оценивается более чем в 400 тысяч километров пробега. Особенностью является долговечность цепного привода ГРМ, рассчитанного примерно на 300 тысяч километров, а также отказ от трамблёра в пользу индивидуальных катушек зажигания, что повысило надёжность системы зажигания.
Однако, у мотора есть и свои слабые места. Среди часто встречающихся проблем — повышенный масложор (до 1 литра на 1000 км), течи масла через прокладки клапанной крышки и поддона, а также растрескивание расширительного бачка системы охлаждения. Водителям надлежит внимательно следить за температурой охлаждающей жидкости, чтобы избежать перегрева головки блока цилиндров. Она довольно длинная и при перегреве происходит её «скручивание».
Экономичность
Для нормальной работы M50 требует бензин с октановым числом не ниже 95, а для версии 2.0 («M50TU», который появился в 1994 году) вообще лучше использовать 98-й бензин. Расход топлива у двигателя составляет примерно 11 л/100 км в городе и около 6,7–6,8 л/100 км на трассе, что для шестицилиндрового мотора того времени является отличным показателем.

Возможности настройки и тюнинга
Двигатель M50 обладает хорошим потенциалом для доработок и увеличения мощности без значительной потери ресурса. Он до сих пор часто используется разными тюнинг-ателье, и это вполне заслуженно, исходя из его гибкости в настройке и возможности почти неограниченной модернизации. Одним из популярных вариантов является так называемый «stroker» — увеличение рабочего объёма за счёт замены коленвала, поршней и шатунов. Например, из 2-литрового M50 можно сделать мотор объёмом 2,5 или даже 2,6 литра, что позволяет поднять его мощность со 150 до 205–210 л.с. и получить более высокий крутящий момент на низких и средних оборотах.
Для улучшения динамики также рекомендуют устанавливать нестандартные распредвалы и тщательно настраивать систему управления двигателем, что может позволить довести мощность до 250 л.с. при сохранении ровной работы и надёжности мотора.
Итог
BMW M50 — это двигатель, который сочетает в себе надёжность, технологичность и отличную экономичность для своего класса. Он стал важной ступенью в развитии моторов BMW и по праву считается одним из самых удачных рядных шестицилиндровых двигателей мирового автомобилестроения своего времени. Благодаря своей конструкции, высокой ресурсоёмкости и потенциалу для тюнинга, M50 остаётся востребованным среди тюнеров, энтузиастов и коллекционеров автомобилей BMW.
Поделиться